?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тут в предыдущем посте я попытался какие-то идеи по самоопределению Крыма предложить. А что по поводу остальной Украины? Вот тут вчера опять выскочил Янукович с каким-то предложениями по федерализации. Понятно, что это российские прокладки под дальнейший раздел Украины. Но вот если абстрагироваться от угрозы силовых аннексий извне, в иной ситуации для проживающих на территории Украины наилучшим выходом была бы не просто федерализация, а упреждающий роспуск унитарного государства с переформатированием в конфедерацию суверенных субъектов типа Америки времен Статей Конфедерации. Вот как я бы видел основные черты/ идеи такой Конфедерации:

1.            Субъекты суверенны. Субъекты являются независимыми/ суверенными подписантами конфедеративного договора, по которому конфедеративным органам передаются только несколько четко зафиксированных функций, в основном для представления конфедерации вовне, включая: внешняя политика (представления Конфедерации Россия в качестве единого субъекта внешней в том числе торговой политики), общее военное командование (по типу НАТО, включая разведку/ контрразведку и пр.), общая таможенная политика (по типу Таможенного союза), некий "конфедеративный" судебный орган для разрешения споров между субъектами (по типу международных судов).
2.            Свобода выхода. Субъекты добровольно входят в Конфедерацию и вольны (без согласия Конфедерации) по четкой процедуре (решения их органов власти или референдум на территории субъекта - это как записано в законодательстве конкретного субъекта) в любой момент выйти из нее (самоопределиться/ отделиться в независимые государства). Должна также быть процедура исключения субъекта из Конфедерации, если большинство остальных членов (например, 2/3 субъектов) за это.
3.            Нуллификация. Несмотря на наличие конфедеративного судебного органа для разрешения споров окончательное решение между субъектом и конфедерацией не за ним, а за самим субъектом. То есть если какое-то решение конфедеративного руководства субъект считает противоречащим подписанному конфедеративному договору, он может отказаться его выполнять даже если это решение конфедеративного органа подтверждено "конфедеративным" судом (это называется "нуллификацией" в американской джефферсоновской традиции – никакого «демократического централизма»). Такое окончательное вето не будет ставить субъект перед необходимостью отделения в случае несогласия с конфедеративным решением по какому-то отдельному вопросу, что только укрепит эту конструкцию.
4.            Правоохрана и разрешение споров. Субъекты самостоятельно формируют вооруженные силы и все правоохранительные, судебные и иные органы и институты на своей суверенной территории (как и какие может быть совершенно по-разному там). На союзном же уровне кооперация этих институтов происходит на базе конфедеративного договора.
5.            Язык. Должен быть вероятно общий официальный язык (или несколько) в конфедерации, но какие языки официальные на территории каждого субъекта определяет сам субъект.
6
.            Ротация от субъектов. В управляющие органы Конфедерации представители назначаются субъектами по процедуре, предусмотренной на территории каждого субъекта (как там решат - назначать или выбирать - везде по-разному). Если предусмотрено наличие исполнительного органа Конфедерации, должна быть, вероятно, ежегодная смена его главы ротацией по очереди от разных субъектов.
7.            Самоопределение. Любой муниципальный субъект (город, поселок или деревня – административная единица любого минимального размера) внутри существующего субъекта Конфедерации может по определенной там процедуре (проведя референдум на территории субъекта и пр.) выйти с просьбой выделиться из образования внутри существующего субъекта в самостоятельный субъект конфедерации, и при согласии существующего субъекта и остальных членов Конфедерации стать ее новым членом. Таким образом, с течением времени, такая гибкая конфигурация Конфедерации может сильно отличаться от деления на сегодняшние области Украины. Фантастического в этом ничего нет – это работает, например, в Швейцарии – последний раз в самостоятельный кантон в 1979 выделился маленький франко-анклав Юра – фактически деревня численностью около 30 тыс., отделившаяся от немецкого кантона Берн. Причем статус, границы и подчиненность субъекта могли бы пересматриваться и меняться периодически по мере изменения демографии и предпочтений проживающих в нем людей. Для этого местные плебисциты могли бы проводиться каждые 10 или 20 лет в качестве формальной процедуры, либо вне расписания, когда, например, собрано столько то % подписей в данной административной единице за проведение плебисцита.
8
.            Никаких налогов «через голову» субъекта. Никакого сбора налогов или каких-либо иных сборов в бюджет Конфедерации на территории субъектов - он должен формироваться взносами субъектов (вероятно, доля в пропорции от населения субъекта) из бюджетов этих субъектов (как это происходит с бюджетам международных организаций).
9.            Деньги. Единая денежная единица на территории Конфедерации может быть только если деньги будут «приватизированы» (то есть исчезнет понятие «законного денежного средства») или товарные, то есть обеспечены чем-то (золотом, серебром, или привязка к иной «коммодити»). Если же в руках центра будет оставаться возможность бесконтрольной эмиссии (печатный станок) или будет некий банковско-государственный картель (типа ЦБ), центральные органы очень быстро опять заберут всю власть и контроль на себя – в современных национальных государствах центр контролирует регионы кнутом (силовые структуры), но больше пряником (возможностью покупать как угодно, так как собирает доходы и «контролирует» эмиссию денег и кредитную политику).
10.          Свободное перемещение людей и товаров. Для того, чтобы в конфедерации могли нормально существовать даже очень малые субъекты, и что бы работала конкуренция между субъектами за людей и капитал (то есть что бы люди могли голосовать ногами и деньгами), это должна быть зона свободной торговли и свободный рынок труда (никаких торговых, таможенных, пограничных и прочих барьеров).
11.          Иммиграционная политика – тут вопрос сложный, но думаю субъекты должны иметь возможность самостоятельно регулировать иммиграцию на свою территорию независимо (дополнительно) от конфедеративной иммиграционной политики.

И для России такой же рецепт был бы оптимален - лишить Кремль денег и полномочий, децентрализовать все. Такая конфедерация, в отличие от сегодняшней фантомной империи, и для соседей, той же Украины, была бы более привлекательной, чем ЕС. А главное, что на Украине, что в России, возникло бы поле для всевозможных социальных и экономических экспериментов в конкурирующих субъектах – от шариатского султаната, левых деспотий, коммун до каких-нибудь сингапуров, и даже (чего бы мне хотелось) схем по типу контрактных юрисдикций, «частных» юрисдикций или «государств – корпораций».   Если люди бы могли легко голосовать ногами и размежеваться «по интересам» было бы легко (не надо для этого менять гражданство и учить другой язык). Эффективное будет копироваться и распространяться, неэффективное – отмирать

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
oetar
Mar. 29th, 2014 07:15 pm (UTC)
Прочёл два ваших текста - хорошо пишете, чётко и ясно, жаль что редко. Я думаю вы понимаете что это сугубо гипотетические, хотя и красивые построения типа "если бы да кабы" и они не требуют комментариев.
graf_florida
Mar. 29th, 2014 08:25 pm (UTC)
Спасибо. Конечно на пост-советском пространстве, особенно после последних событий, это чистый фэнтази. Но вот в Европе Венеция реально "зажигает", интересно чем дело кончится, как душить будут. Забавно, что один из идеологов всего этого там такой профессор Paolo Bernardini реально отмороженный либертарианец - вот что он пишет:

"The vote did indeed happen. International agencies are working to certify the numbers of voters and the results. Once certified, and if and only if no fraud whatsoever will be detected, we will formally ask (in the legal capacity of provisional government of the Veneto) the UN and other international agencies to formally recognize the Venetian Republic, according to the binding principle of the UN 1966 Declaration, art. 1, or the principle of self-determination of the nations. The UN declaration became an Italian law in 1977 and 1978, in a two-step legal process, while the Italian law recognizes the status of “people” (popolo) to the Venetian nation, with a national law of 1971 never repealed. So, there is no legal ground to deny the self-determination of the Venetian people, although I suspect there will be a number of international arbitrations immediately after independence. (The same will happen for Scotland, should she become independent, for instance, as for the disputed ownership of a number of platforms in the Northern sea, and the relevant rights of exploitation of oil and natural gas).

As a libertarian at heart, I dream of a future with no states. As a political realist, well in line with Mises (e.g. in his early work “Liberalismus”), Rothbard, Hoppe, and the Italian libertarians Carlo Lottieri, Marco Bassani, and Alessandro Vitale, I envisage a (near) future world of small states, free to interact in a global, free market."
dwertys
Apr. 29th, 2014 08:32 am (UTC)
Я все время слышу мнение "что это российские прокладки под дальнейший раздел Украины". Но блин, вся теория подсказывает мне, что сильные и полномочные регионы улучшат стабильность Украины и резко повысят её благосостояние. Начнется как минимум конкуренция между регионами.

Не кажется ли Вам это противоречием? На мой взгляд Кремлю гораздо выгоднее унитарная Украина разрываемая противоречиями. Федерализация позволит разрешить эти противоречия и тогда Кремль не сможет использовать эти противоречия для развала страны.

Объясните мне, как вы это видите, как федерализация поможет Кремлю растащить Украину.
graf_florida
May. 3rd, 2014 01:28 pm (UTC)
Никакая реальная федерализация Кремлю там и не нужна - это просто разные имитационные лозунги. Реально же решаются практические политологические задачи под разными предлогами типа расшатать ситуацию на юго-востоке, что бы сделать выборы 25 мая невозможными и/ не признавать их, что бы дать Тимошенко (более предпочтительному для Путина кандидату) больше времени и шансов на президента, и прочее. Как максимум, если большое кровопролитие начнется, возможно получить еще один предлог для ввода войск и т.п. Кремлю нужен подконтрольный России юго-восток, не реально "федерализированный" от Украины, а зависимый от России.
Но все это совершенно не отменяет того, что Украине реальная федерализация, если вообще не конфедерализация, нужна была еще 20 лет назад. Сделали бы это за эти 20 лет сами, возможно юго-восток не был бы сейчас в такой разрухе и отсутствии идентичности, и не было бы у России там реальной базы. Преобладания диаспоры совершенно недостаточно для успеха аншлюза и желание диаспор повсеместно поддержать объединение "русских" ("немецких" и каких угодно земель). Достаточно вспомнить историю. Немцы в Судетах в унитарной Чехословакии также с восторгом объединились с Германией. А вот те же немцы в Шверцарских немецких кантонах, или итальянцы в итальянских кантонах на все призывы Гитлера и Муссолини соединиться со своими альма-матер отреагировали совершенно обратным образом - заявили, что если они туда полезут, они будут воевать со своими "соплеменниками" до последнего. Несмотря на невероятные усилия ни Гитлер, ни Муссолини не смогли найти там вообще никакой опоры и лезть в Швейцарию не рискнули.

Edited at 2014-05-03 01:30 pm (UTC)
dwertys
May. 3rd, 2014 04:27 pm (UTC)
Вы знаете, я думаю, что если бы в Киеве была дееспособная власть сегодня, она бы сама пошла сейчас на реальную федерализацию...использовав эту ситуацию себе во благо.

Мне кажется, что проблема в том, что Киев не хочет избавляться от финансовых потоков...
graf_florida
May. 3rd, 2014 08:31 pm (UTC)
А когда там была дееспособная власть? И когда там власть была озабочена чем то иным, кроме контроля финансовых потоков и разворовывания казны в нигерийских масштабах (ну если только удержанием самой власти)? Причем, как я понимаю, сегодня там власть контролируют те, кто еще в связке с Лазаренко начинал (который даже в списке самых крупных коррупционеров от Всемирного банка в десятке)... Политики всегда на продажу, просто на Украине это всегда было в каких то карикатурных, африканских масштабах.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

LR_jpg
graf_florida
graf_florida

Latest Month

April 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars