graf_florida (graf_florida) wrote,
graf_florida
graf_florida

Украина (и Россия): сохранять унитарность или конфедерировать?

Тут в предыдущем посте я попытался какие-то идеи по самоопределению Крыма предложить. А что по поводу остальной Украины? Вот тут вчера опять выскочил Янукович с каким-то предложениями по федерализации. Понятно, что это российские прокладки под дальнейший раздел Украины. Но вот если абстрагироваться от угрозы силовых аннексий извне, в иной ситуации для проживающих на территории Украины наилучшим выходом была бы не просто федерализация, а упреждающий роспуск унитарного государства с переформатированием в конфедерацию суверенных субъектов типа Америки времен Статей Конфедерации. Вот как я бы видел основные черты/ идеи такой Конфедерации:

1.            Субъекты суверенны. Субъекты являются независимыми/ суверенными подписантами конфедеративного договора, по которому конфедеративным органам передаются только несколько четко зафиксированных функций, в основном для представления конфедерации вовне, включая: внешняя политика (представления Конфедерации Россия в качестве единого субъекта внешней в том числе торговой политики), общее военное командование (по типу НАТО, включая разведку/ контрразведку и пр.), общая таможенная политика (по типу Таможенного союза), некий "конфедеративный" судебный орган для разрешения споров между субъектами (по типу международных судов).
2.            Свобода выхода. Субъекты добровольно входят в Конфедерацию и вольны (без согласия Конфедерации) по четкой процедуре (решения их органов власти или референдум на территории субъекта - это как записано в законодательстве конкретного субъекта) в любой момент выйти из нее (самоопределиться/ отделиться в независимые государства). Должна также быть процедура исключения субъекта из Конфедерации, если большинство остальных членов (например, 2/3 субъектов) за это.
3.            Нуллификация. Несмотря на наличие конфедеративного судебного органа для разрешения споров окончательное решение между субъектом и конфедерацией не за ним, а за самим субъектом. То есть если какое-то решение конфедеративного руководства субъект считает противоречащим подписанному конфедеративному договору, он может отказаться его выполнять даже если это решение конфедеративного органа подтверждено "конфедеративным" судом (это называется "нуллификацией" в американской джефферсоновской традиции – никакого «демократического централизма»). Такое окончательное вето не будет ставить субъект перед необходимостью отделения в случае несогласия с конфедеративным решением по какому-то отдельному вопросу, что только укрепит эту конструкцию.
4.            Правоохрана и разрешение споров. Субъекты самостоятельно формируют вооруженные силы и все правоохранительные, судебные и иные органы и институты на своей суверенной территории (как и какие может быть совершенно по-разному там). На союзном же уровне кооперация этих институтов происходит на базе конфедеративного договора.
5.            Язык. Должен быть вероятно общий официальный язык (или несколько) в конфедерации, но какие языки официальные на территории каждого субъекта определяет сам субъект.
6
.            Ротация от субъектов. В управляющие органы Конфедерации представители назначаются субъектами по процедуре, предусмотренной на территории каждого субъекта (как там решат - назначать или выбирать - везде по-разному). Если предусмотрено наличие исполнительного органа Конфедерации, должна быть, вероятно, ежегодная смена его главы ротацией по очереди от разных субъектов.
7.            Самоопределение. Любой муниципальный субъект (город, поселок или деревня – административная единица любого минимального размера) внутри существующего субъекта Конфедерации может по определенной там процедуре (проведя референдум на территории субъекта и пр.) выйти с просьбой выделиться из образования внутри существующего субъекта в самостоятельный субъект конфедерации, и при согласии существующего субъекта и остальных членов Конфедерации стать ее новым членом. Таким образом, с течением времени, такая гибкая конфигурация Конфедерации может сильно отличаться от деления на сегодняшние области Украины. Фантастического в этом ничего нет – это работает, например, в Швейцарии – последний раз в самостоятельный кантон в 1979 выделился маленький франко-анклав Юра – фактически деревня численностью около 30 тыс., отделившаяся от немецкого кантона Берн. Причем статус, границы и подчиненность субъекта могли бы пересматриваться и меняться периодически по мере изменения демографии и предпочтений проживающих в нем людей. Для этого местные плебисциты могли бы проводиться каждые 10 или 20 лет в качестве формальной процедуры, либо вне расписания, когда, например, собрано столько то % подписей в данной административной единице за проведение плебисцита.
8
.            Никаких налогов «через голову» субъекта. Никакого сбора налогов или каких-либо иных сборов в бюджет Конфедерации на территории субъектов - он должен формироваться взносами субъектов (вероятно, доля в пропорции от населения субъекта) из бюджетов этих субъектов (как это происходит с бюджетам международных организаций).
9.            Деньги. Единая денежная единица на территории Конфедерации может быть только если деньги будут «приватизированы» (то есть исчезнет понятие «законного денежного средства») или товарные, то есть обеспечены чем-то (золотом, серебром, или привязка к иной «коммодити»). Если же в руках центра будет оставаться возможность бесконтрольной эмиссии (печатный станок) или будет некий банковско-государственный картель (типа ЦБ), центральные органы очень быстро опять заберут всю власть и контроль на себя – в современных национальных государствах центр контролирует регионы кнутом (силовые структуры), но больше пряником (возможностью покупать как угодно, так как собирает доходы и «контролирует» эмиссию денег и кредитную политику).
10.          Свободное перемещение людей и товаров. Для того, чтобы в конфедерации могли нормально существовать даже очень малые субъекты, и что бы работала конкуренция между субъектами за людей и капитал (то есть что бы люди могли голосовать ногами и деньгами), это должна быть зона свободной торговли и свободный рынок труда (никаких торговых, таможенных, пограничных и прочих барьеров).
11.          Иммиграционная политика – тут вопрос сложный, но думаю субъекты должны иметь возможность самостоятельно регулировать иммиграцию на свою территорию независимо (дополнительно) от конфедеративной иммиграционной политики.

И для России такой же рецепт был бы оптимален - лишить Кремль денег и полномочий, децентрализовать все. Такая конфедерация, в отличие от сегодняшней фантомной империи, и для соседей, той же Украины, была бы более привлекательной, чем ЕС. А главное, что на Украине, что в России, возникло бы поле для всевозможных социальных и экономических экспериментов в конкурирующих субъектах – от шариатского султаната, левых деспотий, коммун до каких-нибудь сингапуров, и даже (чего бы мне хотелось) схем по типу контрактных юрисдикций, «частных» юрисдикций или «государств – корпораций».   Если люди бы могли легко голосовать ногами и размежеваться «по интересам» было бы легко (не надо для этого менять гражданство и учить другой язык). Эффективное будет копироваться и распространяться, неэффективное – отмирать

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments